Home Information Gallery Contact Us
 

Информация

   Холм действительно древний город, почти ровесник мамонотов))). Время основания города до сих пор неизвестно. Упоминания о городе можно найти в летописях IX века. В Новгородской первой летописи под 1144 годом при рассказе об устройстве Новгорода, сказано следущее: «в то же лето погорел Холм весь». В то время наш городок принадлежал Псковской губернии, и из записи сделанной в летописи, можно сделать вывод, что в XII веке в нашем городе кипела жизнь!

Сокращённая публикация книги «Историко-статистический очерк о Холме и Холмском уезде» Н. В. Затейщикова-Второго. Энтузиаст, историк и краевед, он работал над книгой с 1883 по 1890 год. На этот труд, изданный в 1891 году малочисленным тиражом, ссылались последующие исследователи Холмской старины. И, тем не менее, книга эта - большая библиографическая редкость. Очерк первый IX - XVII Время основания Холма в точности неизвестно; несомненно только, что зачатки первого населения Холмской веси можно отнести к IX веку, и что он исстари принадлежал к числу, древних северных городков. Родственник Рюрика — Оскольд по принятии христианства быстро начал расширять свои владения завоеваниями: покорив Древлян. Печенегов и др. соседственных народов, он приступил к Смоленску, взяв его, но далее не пошел и возвратился обратно в Киев, так как не рассчитывал на дальнейший успех в виду сопротивлений единоплеменных Кривичей, живших, где ныне Торопец (Кривит). Великие Луки и Холм. Великий водный путь, само собою, поддерживает предположение о глубокой древности этого селения. Само собою, по судоходной Ловати, как единственному удобному пути сообщения севера с югом, ходили и Варяги, и Новгородцы не только в Киев, но и в Византию. Может быть, на дне Ловати, о которой существует много легенд и преданий, немало костей этих воинственных народов... Впоследствии, когда населенцы Холмской округи вошли в гражданские сношения с соседственными славянами, то Новгородцы, находя местные выгоды от соединения Ловати с Ильменем озером, на берегах Ловати водрузили знамя власти и присвоили Холм к княжеству Новгородскому, но в котором именно году — неизвестно: Псковичам не уступали его по выгодам вышеупомянутого водного сообщения, способствовавшего к сплаву туда окрестных произведений. Граница Новгородского владения со стороны Холма была за Пусторжевою (Новоржевом) в Опочке. С этого времени Холм, постепенно расширяясь в торговом отношении, сделался значительным погостом Деревенской пятины, Новгородской области. Название свое он получил, вероятно, от Расположения на Холмистых берегах р. Ловати (отроги Валдайской плоской возвышенности). В Новгородской первой летописи под 1144 годом при рассказе об устройстве Новгорода, между прочим, сказано: «в то же лето погорел Холм весь». Это указание относят к Псковскому городу Холму и таким образом возводят его существование к XII в. В «Истории Княжества Псковского» Митрополита Евгения высказано предположение о том, что Псковский Холм существовал уже в начале XIV в., но это предположение основывается на том, что под 1341 годом упоминается Псковский князь Александр Всеволодович, который выехал из Пскова и оставался Холмским князем до 1365 г., где и скончался от чумы. Переехал он в Холм вследствие нанесенных ему Псковичами оскорблений. В 1399 г. первым князем в Псков определен был от великого князя Московского Василия Дмитриевича зять его Иван Всеволодович Холмский, выехавший через год опять в Холм, от сделанных ему Псковичами неудовольствий. В IV т. «Городских поселений Российской Империи», изданном под редакцией Е.К. Огородникова, выражено положение с большею достоверностью о глубокой давности Холма и о принадлежности его к числу Новгородских поселений. и о том, что в начале XV в. он был разорен во время неоднократного нашествия Литовцев на Псковския и Новгородския земли, и что в конце этого столетия — в 1471 г. он упоминается уже под именем Холмскаго погоста в договоре Новгородцев с польско-литовским королем Казимиром IV, которому Новгородцы желали подчиниться, надеясь тем охранить свою независимость от Москвы. В начале XV столетия. когда великий князь Литовский Витовт нападал на Псковскую и Новгородскую области, то буйные набеги его отрядов простирались и до Холма и в окрестностях оного делали большие опустошения. Как известно по истории, набеги беспокойного Витовта были особенно тяжелы для тогдашней Руси, и Псковская область потерпела от них немало бедствий и разорений. Одно довольно темное предание называет некоего князя Василия, который владел Холмом, устроил здесь «городище» (укрепление), существующее и до ныне, но был изгнан из Холма, удалился к Ильменю озеру, где и устроил другое городище подобное Холмскому. Этот древний пригород Новгородский «Курс-город» в 40 вер. от Холма, по р. Ловати, и жители его (ныне деревни Курска) доныне принадлежат к Холмскому городскому обществу «Курское городище» или Курский посёлок расположен на таком же возвышенном берегу Ловати. как и Холм, и также сохранил свои древние насыпи. Давность существования Холма подтверждается и тем, что г. Великие Луки основан Холмитянином Лукою, известным богатырем или разбойником, который, не довольствуясь грабежом своих соотчичей, простирал свои набеги на Ильменских славян, но, встретив сопротивление с их стороны, снова обратился к родному Холму. В Софийской I летописи сказано: «В лето 6708 (1200) Ловать взяша Литва. А Новгородцы погнашася по них и до чернян и бишася с ними в Клине с Литвою и убиша у них 80 муж, а Новгородец поде 15 муж, а полон весь отъяша. а избыток убежа». Об этом событии замечено в истории как о весьма неопределенном по месту действия. В 1490 г. Торопецкий наместник Зенко «выграбил и сжег дом соседа своего—наместника Холмского Колычева, а в том грабеже людей, денег, до-спеху, платья и иной рухляди увез на 1000 рижских рублев, да тогда он выграбил 60 деревень Холмских и 30 человек Холмитян с жёнами, деть ми головами свел, а иных многих до смерти побил и животов их, и платья, и иной рухляди вывез на 700 рижских Рублев». Иоанн III, владевший уже тогда Новгородским государством со всеми его пригородами, в числе которых был и Холмский погост, жаловался в 1492 году Литовскому князю и требовал от него удовлетворения. В духовном завещании Иоанна III 1504 г., в числе 66 городов, отданных старшему сыну Василию, даны: Новгород Великий с пригородами; Ивангород, Ям, Коропье, Орешек, Ладога, Русса, Демян, Порхов, Высокий, Кошкин-город, Кур-город, Торжок, да новгородской же земли город Холм... Во всяком случае, не отрицая давности существования Холма, мы должны сознаться, что история города более положительными доводами и достоверными фактами становится богатою лишь со времени царствования Иоаниа IV Грозного, т. е. за последние 300 лет (от года издания книги — 1891, примечание редакции). В 1568 и 1569 г. Холм пострадал от морового поветрия и от пожаров. По записи времен Бориса Годунова, составленной в 1596 году, по царскому повелению, князем Дмитрием Друцким и Григорием Нащокиным, видно, что через 20 лет после войны с Баторием Холм имел 103 двора и 157 человек мужского населения. В этой же записи объяснены и причины запустения и разорения Холма, а именно: от бывших в 1568 и 1569 гг. морового поветрия и пожаров, а в 1580 и 1581 гг. — от нашествия Литвы: вследствие чего, как сказано в этой записи, «многие дворы запустели, бывшая церкви и емской двор сметены и торговыя деревянные лавки без торгашей и владельцев». С воцарением Михаила Фёдоровича Романова, при патриархе Филарете, были повсюду начаты «писцовыя книги», всеобщая перепись государства. Из «Писцовой книги Холмского уезда письма и меры писцов Дмитрия Уефимьевича Воейкова да подьячего Фёдора Протопопова 136 и 137 гг.» (1628 и 1629 гг.) видно, что в Холмском уезде «за дворяны, и за детьми боярскими, и за вдовами, и за недоросли, и в поместьях и в вотчины» было: 5 сел, да 43 сельца, да 33 деревни, да 1025 пустошей, а в них: «51 двор помещиков, 55 дворов крестьянских, 30 дворов бобыльских, и людей в них 132 человека». «Пашни паханыя добрыя земли 295 четвертей, да перелогом и лесом поросло 11370 четвертей», всего «11665 четв., в поле»: сенных покосов 488 копен; лесу пашенного 90 дес. и непашенного 83,1/2 дес. Монастырей два (Троицкий и Немчинов). «На погостах и на помещиковых землях: 4 церкви, да два предела служебных. Да 5 церквей, да предел стоят без пения».

  • Страница готовиться к публикации

 

© Голубев Александр
Используются технологии uCoz